01.JPG

Осуждение, мудрость, глупость

Самоуверенность и самонадеянность есть порождение глубоко пребывающего во тьме невежества и следствие нежелания признавать свою неправоту, исправлять ошибки и себя самого. Самомнение отличается крикливостью в отстаивании своих взглядов, неуступчивостью в спорах, убеждённостью в собственной правоте.

 

Завышенная самооценка служит признаком недалёкого ума, ограниченного мышления и просто глупости. Крикливость является следствием бессилья в управлении самим собой. Там, где глупец взахлёб старается выплеснуть как можно больший поток слов, мудрый уступит и промолчит, ибо вступать в полемику с глупостью – значит уподобиться этой глупости.

Глубина мудрости измеряется сдержанностью и молчанием, мерой глупости служит длинна языка. Мудрость слушает других, а глупость только себя.

 

Про осуждение

Встречая человека, не соответствующего общепринятым условностям во взглядах или поступках, первое, что приходит в голову – осудить. Он не такой как все, значит это плохо. «Не такие» обычно очень одиноки среди других людей и даже в своей семье. Нередко стремление такого человека улучшить нечто вокруг оборачивается против него, а благое желание открыть другим глаза указанием на правду обижает и отталкивает окружающих.

Снисходительность по отношению к необычному человеку смягчает сердце и облагораживает душу; осуждение, напротив, возбуждает агрессию сердца, ужесточает и озлобляет его. Потому осуждение является большим грехом, привлекающим в наши сердца недостойные тёмные страсти. Неосуждение требует работы над собой, способствуя накоплению терпения, выдержки и неторопливости языка, что ведёт к внутреннему покою. Осуждающий вредит самому себе, привлекая в душу беспокойство и тревогу.

Наше внутреннее зависит от нас самих. Умеренность в скорости языка облегчает жизнь, при низкой скорости виднее красота окружающего мира и каждого отдельного Божьего существа. Некто спросил старца: ”По какой причине я осуждаю?” Старец ответил: ’’Потому что ты ещё не познал себя самого – видящий себя не видит недостатков брата”.

 

Вера в себя

Вера в себя, в собственное ,,я’’ порождает и поддерживает в душе человека чувство ненадёжности, при котором душа мечется, не находя опоры и поддержки. Безграничная вера в себя есть следствие затаившейся гордыни, обычно не замечаемой обладателем самомнения.

Лукавый всегда подкрадывается и действует исподтишка, зачем ему обнаруживать своё присутствие в человеке, коли тот сам свивает в себе гнёздышко для выводка лукавого потомства. Вот и получается состояние, когда внутреннее сокрыто, а внешне видна только собственная персона.

Собственнику веры в себя тяжело жить рядом с благочестием и праведностью. Жизнь праведная обличает неправедную не словами, а приверженностью чистоте, свету и любви. Жизнь по совести, а значит по-божески, высвечивает вокруг худое, отчего худу становится неловко и неудобно существовать. Как идущему по тёмной улочке человеку бывает беспокойно и неловко оказаться в лучах света, так нечестному и лживому неуютно рядом с благочестивым.

Живущий по-совести очищает вокруг себя атмосферу не механическим воздействием на материю, а присутствием Божьей благодати, приводящей в беспокойство нечестивость, нерадивость и множество пороков, незаметно заселяющих самообольщение.

Неправедность прикрывается самообманом, праведная жизнь сеет вокруг светлую обеспокоенность.

Нравится
3.jpg

Икона дня

 Благотворительность вместо сувениров!

 



 

  ОБД Мемориал