Повсюду путь и нет путей

«В житейском море, как в вещественном, и повсюду путь и нет путей», - писал  Игнатий Брянчанинов. При благополучном течении жизни многие думают, будто все достижения принадлежат их собственным усилиям. Но случается катастрофа, человек теряет здоровье, попадает в трудные обстоятельства, терпит утраты и видит, как он слаб и как велико место Божьего Провидения в нашей судьбе.

И выступает на жизненную сцену сокрытая в религиозном инстинкте невидимая сила духа, укрепляясь евангельским пристанищем Христовой любви и мудростью святоотеческих книг: «Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и не найдешь себя неизменным. Так и во всем проверяй себя» (Исаак Сирин).

Каким бы тяжким не казался земной крест, православная вера побуждает осмысливать выпадающие испытания и приходить к пониманию, что «…не только каждое отделение грехов, но и каждый грех имеет собственную, ему принадлежащую болезнь. Страсти и пороки внедряют недуги на целые века в целые фамилии…В целых народах народные пороки и болезни нравственные образуют недуги, им соответствующие» (архиепископ Иннокентий Херсонский).

Будучи приговоренной врачами к пожизненному заключению в комнату, я старалась думать, что посланным недугом отвечаю за дела предков. Такое видение облегчает тяжесть собственной ноши. Тяжкое душевное состояние не обходит никого и может здорового человека сделать больным. Кому не известно состояние, когда «опускаются руки». Человек нередко переоценивает собственные возможности, не умея довольствоваться тем, что есть. Из желания получать от жизни все и сразу бывают большие разочарования и впадание в развращающее бездействие.

В поисках дела жизни лучше не пренебрегать никакой работой, главное не сидеть без дела. Усердие и упорство не останутся без божьего благоволения. Нет работы – читать полезное для души познавательное чтение. Думать и анализировать тоже труд и не маленький. Не ожесточиться и нести крест достойно можно только при постоянной работе ума, сердца, души и рук, не давая себе поблажек, не впадая в праздность и лень, подавляя ропот, обиды, раздражение. Жить с упованием на Бога.

 9

Недовольство собой и предъявление повышенных требований к себе помогают снисходить к недостаткам общества и слабостям других, ибо неудовлетворенность есть действие Божьей благодати в человеческой душе, свидетельствующей о том, что душа жива, борется и стремится меняться к лучшему.

Здоровые нередко говорят, что чувствуют себя душевными инвалидами. Сталкиваясь с глазами без просветов радости, часто жалеешь здоровых людей, которые из никчемных неурядиц составляют целые жизненные драмы. Обостренное отношение к мелочам и незначительным неудачам выливается в раздражение и брюзжание, мешая ощущать маленькие жизненные радости, из которых постепенно складывается общее видение окружающего мира и обретение в нем любви.

Всегда духовна любовь к красоте - в конечном счете это любовь к Богу. Ведь земная красота есть свидетельство Божьего величия. Любящий красоту обязательно увидит в ней Творца и через красоту полюбит Бога.

 

Нравится